воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Заговор императрицы, разоблаченный Алексеем Толстым

Сейчас мы прикоснемся к тому главному и тайному центру, где в последние месяцы императорского режима делалась внутренняя политика. Система царской власти позволила им взять вожжи управления империей. Они сажали на посты нужных им министров. Они перетасовали Государственный совет. Они подготовляли уничтожение Государственной думы путем периодического ее разгона. Они деятельно вмешивались в дела ставки верховного главнокомандующего. Они сносились с агентами германской контрразведки. Они выписывали колдунов и хиромантов. Страна истекала кровью. Революция уже повисла над Петроградом, – они же занимались гаданиями и сверхъестественными чудесами, – в распаленном чаду половой психопатии, изуверства, шарлатанства и уголовщины подготовляли то, что нам еще не вполне известно. Мы знаем лишь отдельные куски этой мрачной картины. Сегодняшний допрос должен соединить их в одно целое. Сейчас мы допросим одно из главных действующих лиц этого тайного центра, распоряжавшегося жизнью и смертью ставосьмидесяти-миллионного русского народа… Введите ее!

 Это фотография фрейлины царского двора Анны Вырубовой, считавшейся близкой подругой императрицы Александры Федоровны. Гражданка Вырубова входила в тусовку Распутина и, разумеется, стала персонажем историческо-конспирологических исследований и просто слухов. В 20-е годы ей удалось выехать за границу, в Финляндию. Там она написала мемуары "Страницы моей жизни" (опубликованы в Париже в 1923 году). Однако одновременно в РСФСР и Европе появился и другой текст - так называемый "Дневник Вырубовой". Именно этот, второй вариант активно тиражировался как в России так и за ее пределами (за границей - во много благодаря представителям белого движения). Вот этот "второй" Дневник наделал много шума и стал в некотором роде сенсацией, как если бы британские таблоиды взялись описывать жизнь, развленчения и механизм принятия решений в Царской семье и правительстве.  На страницах "дневника" весь бомонд: Распутин, генерал Алексеев, Председатель совета министров Штюрмер, министр внутренних дел Протопопов, министр юстиции Добровольский, банкир Рубенштейн, собственно императрица, Николай Второй и другие. Распутин и Императрица Александра (центральные фигуры произведения) ведут борьбу за отстранение царя Николая, заключение сепаратного мира с Германией (царица-та шпионка немецкая), они намерено подговаривают Николая к растягиванию фронта, осуждают действия генерала Брусилова. С другой стороны они ставят своих министров и "отмазывают" от правосудия "своих" бизнесменов (все как в наши дни. Свой бизнесмен это - банкир Дмитрий Рубинштейн, поставлявший продукты и другое сырье Германии во время Певрой мировой войны через третьи страны, осужденный, но отпущенный на свободу якобы по ходатайству Вырубовой, Распутина и Александры. В "дневнике" говорится, что он "играл на понижение рубля"). Все это сопровождается пьянством и оргиями с участием Распутина: "У него было призвание снимать с людей страсти. Вот и в Тобольске, когда он семерых фрейлин заставил себя в бане мыть. Об этом так много писали в газетах.." (приведены слова Вырубовой на допросе в ЧК из пьесы Заговор Императрицы).  Конечно же такой текст был обречен на успех! А.М. Горький приветствует его публикацию телеграммой из Италии. И в 1925 году Алексей Толстой совместно с историком Щеголевым создают пьесу "Заговор Императрицы" по мотивам этого самого дневника. Собственно я привел самое начао пьесы в начале этого поста.

В связи с началом работы над постановкой пьесы в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде (режиссер А. Н. Лаврентьев) корреспондент «Красной газеты» взял интервью у Щеголева: «Мы ставим себе целью, – заявил в беседе с нашим сотрудником П. Е. Щеголев, – изобразить картину падения старого режима и осветить личности и роли главных его представителей (…) Хронологически пьеса охватывает период с лета 1916 года по 3 марта 1917 года (…) Пьеса сплошь историческая. Мы не допускали никакой карикатуры, никакой пародии. Эпоха рисуется в строго реальных тонах. Детали и подробности, которые зрителю могут показаться вымышленными, на деле являются историческими фактами (…) На 60 % действующие лица говорят собственными словами, словами их мемуаров, писем и др. документов» («Красная газета». Вечерний выпуск, 1924, 29 декабря). На вопрос, почему пьеса названа «Заговор императрицы», Щеголев ответил, что Распутин считал Николая II ничтожным, а императрицу Александру Федоровну – Екатериной II; она решилась на заключение сепаратного мира с Германией для того, чтобы передать власть своему сыну наследнику Алексею.
Премьеры состоялись в Московском театре «Комедия» 12 марта 1925 года, в Ленинграде – 19 марта 1925 года.

Я только сейчас закончил читать эту пьесу. Яркие образы полного разложения правящей верхушки. Царь Николай Второй во время свидания с женой показывает ей редкие фотографии с трупами, которые он коллекционирует: "Ну, душка моя, я хочу тебе показать последнюю фотографию, – прислали из Галиции: поле после атаки, шесть тысяч трупов, замечательно редкая фотография… ".
Пьеса завершается мистической сценой (сама пьеса это как бы повествование Вырубовой на допросе, где она рассказывает о том что описывала в своем дневнике): после убийства дух Распутина вселяется в министра внутренних дел Протопопова и говорит с Александрой Федоровной: "Опомнись, бери власть… Бери державу… Единая венценосная, мать сына твоего… Александра Великая… Первая… единая… регентша… Регентша… регентша… регентша… (Начал кружиться.) Во веки веков… аминь. (Упал.)"  Но было уже поздно, началась февральская революция, "кругом измена и трусость и обман", Александра остается одна в Царском Селе к ней приходят взбунтовавшиеся матросы (которые до этого в окопах шутили "Царь с Егорием (т.е. с орденом святого Георгия), а царица - с Григорием). Пришли, значит, матросы и говорят Царице: "Гражданка (!), вы арестованы!" Занавес.
 Императрица Александра Федоровна (урожд: принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская)


Несмотря на негативное отношение критики к пьесе, «Заговор императрицы» получил широкое распространение. В 1925–1926 годах «Заговор императрицы» был одним из самых популярных спектаклей шел на шести сценах столицы, в том числе – на сцене Государственного академического Малого театра (премьера 13 июля 1925 г.). В Большом драматическом театре в Ленинграде пьеса выдержала 173 представления. Тогда же, в 1925 году, она была поставлена еще в двух ленинградских театрах – Василеостровском и Драмтеатре Госнардома. К осени 1925 года пьеса шла уже в 13, а в следующем, 1926 году, – в 14 городах.


Ажиотаж этот, впрочем, был не долгим, но эффективным. Политический заказ, как мне кажется, был прекрасно исполнен. Сочувствовавших царской семье должно было поуменьшиться.

А что же сама фрейлина императрицы? Вырубова, жившая в то время в Выборге (Финляндия, в тот момент), вынуждена была отреагировать на приписываемое ей сочинение. 23 февраля 1928 г. в эмигрантской газете "Возрождение" появилось ее первое опровержение, в котором она писала: "По слухам, дошедшим до меня, в Советской России появилась в печати книга "Дневник А.А.Вырубовой", якобы найденный у одного нашего старого слуги в Петербурге и переписанный некоею Л.В.Головиной... Считаю своим долгом добавить, что единственный наш старый слуга Берчик умер еще у нас в Петербурге в 1918 г., был нами же похоронен и ничего после себя не оставил".

Фотография из альбома Вырубовой (фотографировать тогда было модно. Как и в наши дни этим баловались все у кого хватало денег на клевую камеру. Так, фотографировал чуть ли не весь Двор и конечно же все члены императорской фамилии, на свои личные фотоаппараты).

Тем временем в Советском Союзе наряду с перепечатками в провинциальной прессе фрагментов "дневника" как подлинного исторического документа постепенно начала разворачиваться кампания его все более и более ужесточающейся критики. Первый голос подала газета "Правда". Помещенная здесь рецензия П.О.Горина квалифицировала "дневник" как "вылазку бульварщины". По твердому убеждению Горина, этот документ, "несмотря на всяческие уверения редакции в его достоверности и необычайной исторической ценности, все же не является подлинным историческим документом". Вслед за Гориным столь же уничтожающую оценку "дневнику" дали известные историки и филологи М.Н.Покровский, В.В.Максаков, Б.М.Волин, М.А.Цявловская, а также поэт Д.Бедный.

Издатели "дневника" вынуждены были оправдываться. Уже в марте 1928 г. они выступили с заявлением, где вместо представления разъяснений, которых от них требовали, утверждали, что критики поторопились назвать "дневник" фальшивкой, поскольку, по их словам, документ уже передан на экспертизу "специальной комиссии Центрархива" (о результатах этой экспертизы ничего не известно).

В результате данную фальсификацию преписывают как раз постановщикам скандальной пьесы - А.Толстому и П.Щеголеву. В этом тандеме первый обслуживал литературно-образную часть, второй - соответствие исторических фактов, фамилий и связей. Обслужили эти литераторы войну компроматов того времени.

Какова роль Распутина - мошенника, растлителя, сектанта, пьяницы и извращенца - мне пока не ясно. Такой образ рисует этот фальсифицированный дневник Вырубовой-Толстова. Начну сегодня дневник убийцы Распутина - князя Феликса Юсупова.

В любом случае, все эти слухи, связанные с царицей Александрой (вызыванные Распутиным, главным образом) и неприятное, предвзятое отношение к императрице-немке были, разумеется небезосновательными. Вот как она сама объясняла этот "негатив":

"Почему меня ненавидят? Потому что им известно, что у меня сильная воля и что когда я убеждена в правоте чего-нибудь (и если меня благословил Григорий), то я не меняю мнения, и это невыносимо для них. Но это - дурные люди. Вспомни слова t-r Филиппа, когда он подарил мне икону с колокольчиком. Так как ты снисходителен, доверчив и мягок, то мне надлежит исполнять роль твоего колокола, чтобы люди с дурными намерениями не могли ко мне приблизиться, я предостерегала бы тебя. Кто боится меня, не глядит мне в глаза и кто замышляет недоброе - не любят меня... Хорошие же люди, честно и чистосердечно преданные тебе, любят меня: посмотри на простой народ и на военных, хорошее и дурное духовенство... Все становится тише и лучше. Только надо чувствовать твою руку. Как давно, уже много лет, люди говорили мне все то же: "Россия любит кнут!". Это в их натуре - нежная любовь, а затем железная рука карающая и направляющая..."
Из письма императрицы Александры Федоровны императору Николаю II 1916 г
*доктор Филипп, кто бы вы думали это? Предшественник Распутина, о нем - в следующем посте.

"Я … слыхала от Их Величеств, что М. Philippe до своей смерти предрек им, что у них будет «другой друг, который будет говорить с ними о Боге». Впоследствии появление Распутина, или Григория Ефимовича, как его называли, они сочли за осуществление предсказания М. Philippe об ином друге". - написала Вырубова уже в своих настоящих мемуарах - "История моей жизни".

На затравочку и про Распутина:

«Машенька», — раздался голос, — «хочешь вареньица? Поди ко мне». Машенька торопливо вскакивает и спешит к месту призыва. Распутин закидывает ногу за ногу, берёт ложку варенья и опрокидывает её на носок сапога. «Лижи» — повелительно звучит голос, та становится на колени и, наклонив голову, слизывает варенье… Больше я не выдержала. Сжав руку хозяйки, вскочила, выбежала в прихожую. Не помню, как надела шляпу, как бежала по Невскому. Пришла в себя у Адмиралтейства, домой мне надо было на Петроградскую. Полночи проревела и просила никогда не расспрашивать меня, что я видела и сама ни с мамой, ни с тётей не вспоминала об этом часе, не видалась и с Марией Александровной Никитиной. С тех пор я не могла спокойно слышать имени Распутина и потеряла всякое уважение к нашим «светским» дамам.

Григорова-Рудыковская, Татьяна Леонидовна. (Цитата по Википедии)

Комментариев нет:

Отправить комментарий